INFOLine Eurasia

Развитие e-grocery в Казахстане и Узбекистане стало темой пленарной дискуссии на Конвенте Мир торговли

2024-06-25 15:03
Рынок e-grocery в странах Центральной Азии, возможности и опыт его участников стали темой уникальной, впервые проведенной в Алматы пленарной сессии. Диалог состоялся в рамках деловой программы XIX Конвента Мир торговли.
Для обсуждения ключевых трендов и драйверов развития отрасли, бизнес-моделей и интересных партнерских предложений эксперты INFOLine собрали на площадке представителей индустрии из Казахстана и Узбекистана. Модератором диалога выступил основатель и глава INFOLine Иван Федяков.
В 2023 году на рынке электронной коммерции Центральной Азии произошло знаковое событие – начал масштабироваться недавно запущенный в Узбекистане национальный маркетплейс Uzum Market, который сегодня имеет все шансы закрепиться на лидирующих позициях в регионе.
Uzum Market – ключевая часть холдинга Uzum, первой компании–«единорога» в РУз, получившей оценку свыше $1 млрд. Вся экосистема объединяет e-commerce, финтех- и банковские сервисы для физических лиц, а также малого и среднего бизнеса.
Ильшат Хаметов, генеральный директор Uzum Market: «На сегодня у нас работает 510 пунктов выдачи заказов в 102-х населенных пунктах по всему Узбекистану. Ежедневно со склада в Ташкенте стартует почти 200 машин, которые довозят до клиентов около 200 тысяч единиц товара. Вся доставка производится за сутки вне зависимости от местоположения покупателя.
Ассортимент платформы составляет 750 тысяч SKU. Е-grocery входит в тройку самых быстрорастущих категорий, за год спрос на товары этого направления вырос втрое.
Часть полки e-grocery – это собственная торговая марка нашего маркетплейса. СТМ мы запустили в августе 2023-го, и за это время ее продажи достигли миллиона единиц в 60-ти SKU. К концу 2024 года продуктовый портфель частной марки вырастет до 150 SKU.
Что еще входит в наши планы на 2024-й? В этом году мы запустим схему FBS (продажу товаров с склада продавца) и доведем число ПВЗ до тысячи в 200-х населенных пунктах. Привлечем $300 млн внешних инвестиций. К 1 сентября достроим и откроем собственный крупнейший логистический комплекс на 140 тыс. кв. м, что даст возможность обрабатывать ежедневно 750 тыс. единиц товара. Кроме того, ждем в 2024 году рост GMV в 2,5 раза, расширение ассортимента до 2 млн SKU и статистику в 100 млн проданных единиц товара».
Валерия Рекша, генеральный директор онлайн-супермаркета Arbuz.kz: «Год назад Arbuz.kz вошел во Freedom-холдинг, и нашим клиентам стали доступны все услуги экосистемы. Наша ассортиментная матрица на сегодня составляет 25 тысяч SKU, из которых львиную долю занимают овощи и фрукты. С учетом Астаны у нас три склада площадью свыше 3 тыс. кв. м. Партнерский пул – более 600 поставщиков в Алматы и столько же в Астане. Мы много экспериментировали с разными моделями доставки. Сейчас предлагаем клиентам 60-минутный и двухчасовой слоты. Экспериментируем и с СТМ, пока наш портфель – 395 SKU.
Работа с поставщиками входит в тройку самых актуальных вопросов нашей работы. Мы ставим целью легкость вхождения поставщика в наш супермаркет. Но принцип такой: мы предоставляем партнерам полку и все инструменты продвижения, но дальше выбирает уже покупатель».
Куаныш Аблаев СЕО сервиса доставки Choco Ryadom: «В каком-то смысле по своей модели мы похожи на российских коллег – «Самокат» и «Яндекс Лавку». Акцент делаем, во-первых, на скорости доставки (сейчас среднее время составляет 13 минут) и на качественно-вкусовых характеристиках продукции. В 2024 году планируем покрыть дарксторами весь Алматы, в настоящий момент их 12. К осени намерены выйти в Астану.
Сегодня на нашей полке 5 тысяч SKU. В ближайшее время планируем расширить ассортимент до 7 тысяч, но наша модель дарксторов площадью около 250 кв. м диктует определенные ограничения. Серьезный акцент мы делаем на категории готовой еды, которая стала лидером продаж. Потому и говорим о создании производства и коллаборации с ресторанами и dark kitchens».
Даниэль Ким, директор сервиса Airba Fresh, Казахстан: «Мы не стремимся к наращиванию ассортимента в количественном отношении (сегодня у нас около 10 тысяч SKU), но это не значит, что не рады рассматривать новую продукцию. Напротив, на полке Airba Fresh довольно активная ротация – мы заводим новинки, но что-то из ассортимента убираем. Нас интересует уникальная качественная продукция, поскольку мы хотим предлагать потребителю самые лучшие товары.
На сегодня в Airba Fresh запущен сервис, когда клиент может купить не только наш, но и партнерский товар. В каком-то смысле мы выполняем функцию маркетплейса».
Презентацию Uzum Market можно скачать по ссылке или запросить письмом на info@info2b.kz.