INFOLine Eurasia

Стратегии развития торговых сетей «Куликовский» и Magnum Cash & Carry обсудили спикеры пленарной сессии INFOLine

Стратегии развития торговых сетей «Куликовский» и Magnum Cash & Carry обсудили спикеры пленарной сессии INFOLine

О развитии потребительского рынка в странах Центральной Азии и стратегиях розничных компаний говорили спикеры пленарной дискуссии INFOLine «Опережая перемены! Будущее FMCG ритейла Евразии». Встреча прошла в Алматы в ходе XIX Конвента Мир торговли.
Что будет с отраслью и бизнесом дальше? Как стать сильнее в перспективе трех лет? Какие новые возможности открываются перед игроками рынка? Модератором диалога выступил основатель и глава INFOLine Иван Федяков. В числе участников встречи – коммерческий директор сети Magnum Cash & Carry Александр Муравьев и генеральный директор кондитерского дома «Куликовский» Денис Гайворонский.
Иван Федяков: За прошлый год количество магазинов сети Magnum Cash & Carry приросло всего на 6 объектов. Да, у вас крупноформатные магазины, да, их уже больше двухсот, да, вы лидеры. Но рост очень скромный. Как вы видите свое развитие в перспективе?
Александр Муравьев: Начнем с того, что рынок современной розницы в Казахстане практически не растет в принципе. Одна из причин – экономическая свобода традиционных форматов торговли: traditional trade не регулируется ни налоговым законодательством, ни контролем качества. Со всеми вытекающими отсюда выгодами этих игроков, предпочитающих оставаться в тени. Поэтому ни у сети Magnum, ни у наших коллег нет особо активного органического роста.
Во-вторых, стали дорогими инвестиции – ставка рефинансирования выросла несколько лет назад, и с этого момента все перешли в режим hold. Так что мы, как и наши коллеги по цеху, больше занимаемся сейчас операционной эффективностью, развитием е-commerce и определением лучшего формата для наших магазинов.
244 = oleglvov.jpg
2020–2021 годы были периодом, когда сеть Magnum Cash & Carry показывала самый большой рост: мы открывали наибольшее число магазинов, занимались M&A. Но надо понимать, что приобретенные в это время объекты были очень разнородны. Поэтому сейчас мы работаем на будущее развитие – ищем золотой формат в плане ассортимента, повышаем точность прогнозирования, занимаемся синхронизацией всех процессов.
Все это позволит снизить стоимость замороженного капитала, что в дальнейшем даст возможность открывать магазины с меньшим сроком окупаемости.
Иван Федяков: Торговая сеть «Куликовский» представляет собой особенный формат и является исключительным примером того, как, зародившись в Кыргызстане, компания смогла развить свой бизнес в нескольких странах, включая Россию. Планируете ли вы и дальше расширять географию?
Денис Гайворонский: Да, сейчас мы развиваемся в основном на экспорт, рассматривая не только Центральную Азию, но и другие регионы. Мы получаем много запросов из Узбекистана, Китая, с Ближнего Востока – в частности из Саудовской Аравии, Катара, Дубая.
В течение последних пяти лет наша компания растет непрерывно, у нас не было периода, когда мы стагнировали бы или падали. Рост КД «Куликовский» составляет 20-30% в год, но сегодня мы порой вынуждены отказывать на запросы по франшизе, поскольку наши производственные мощности загружены на 96%.
Поставить промышленные линии с конвейерами и производить масс-маркет мы не можем. 86% нашего производства – это ручной труд, и в этом году мы приступаем к строительству новой большой фабрики, по завершении которой продолжим активный рост.
210 = oleglvov (1).jpg
Наша стратегия предполагает географическое развитие, в том числе – на территории СНГ. Если за ближайшие двадцать лет займем хотя бы 1% постсоветского рынка, это будет шесть таких же фабрик, которые мы имеем сейчас, и порядка 10-12 тысяч человек персонала.
Правда, персонал – это сейчас наша глобальная проблема. И я, наверное, буду одним из первых, кто через три года купит сотню роботов Optimus Илона Маска (Tesla Bot, также известный как Optimus, — концепт робота-гуманоида общего назначения, разработанный Tesla, Inc. – ред.), чтобы закрыть этот вопрос.
Спикеры также обсудили трансформацию потребительских привычек под влиянием пандемии и смены поколений, каннибализацию продаж, а также опыт Magnum Cash & Carry по запуску дискаунт-формата, о которого компания в итоге отказалась.
КНОПКА ЗАПРОСА.jpg